Символдрама
Психотерапия по методу символдрамы имеет еще несколько равноправных названий: кататимно-имагинативная психотерапия, или кататимное переживание образов, или метод «сновидений наяву». Этот метод глубинной психотерапии демонстрирует высокую эффективность при терапии неврозов, психосоматических заболеваний и ряда других непростых нарушений, таких как зависимости. Собственно термин «глубинная психология» объединяет направления психологии, связанные с исследованием разнообразных бессознательных структур и механизмов. Глубинная психология предполагает, что объяснение поведения можно обнаружить на уровне бессознательного. Классическими примерами являются теории З. Фрейда и К. Г. Юнга. Метод символдрамы полностью основан на принципах глубинной психологии.
Символдрама — глубоко и системно проработанный научный метод, имеющий фундаментальную теоретическую базу
Данный метод разработал известный немецкий психотерапевт профессор Ханскарл Лёйнер (1919−1996) по результатам своей длительной экспериментальной работы в Клинике нервных болезней Марбургского университета в 1948—1954 годах. Сегодня символдрама получила самое широкое распространение в Германии, Австрии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Чехии, Словакии, России, Украине, Республике Беларусь, Казахстане, Эстонии, Литве и Латвии.

Из всех направлений психотерапии, использующих образы, символдрама — наиболее глубоко и системно проработанный и технически организованный метод, имеющий фундаментальную теоретическую базу, в основе которого лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов этого метода значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К. Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения.
Символдрама способна исцелять самые глубинные конфликты в психике, мягко обходя действие ее защитных механизмов, что делает ее особенно эффективной в психотерапии
Однако символдрама — это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли еще на заре человеческой цивилизации. Представление образов использовалось для лечения практически во всех культурах и во все исторические эпохи. Использование представления образов для поддержания душевного и физического здоровья известно с древнейших времен. Первые исторические свидетельства относятся к описанию культа Асклепия в Древней Греции, в рамках так называемой жреческой медицины. Пациенты приходили в храм бога врачевания Асклепия — асклепион, ложились на специальное ложе, закрывали глаза и погружались в «культовый сон», во время которого они должны были представлять образы «сновидения наяву», рассказывая об этом жрецам, служителям асклепиона. Благодаря этому происходило исцеление от самых разных недугов, имеющих психосоматическую или функциональную природу. Спустя две с половиной тысячи лет практически ту же технику стал использовать Х. Лёйнер. Но если в Древней Греции исцеление при помощи образов происходило в рамках таинственного религиозного жреческого культа, мистической практики священников, то сегодня метод символдрамы стал обычной, стандартизированной, доступной специалистам техникой психотерапии.
В римско-католической традиции важное и интересное направление возникло под влиянием испанских мистиков: Игнатия Лойолы (1491−1556), основателя ордена иезуитов, Терезы Авильской (1515−1582) из ордена кармелиток и Джона Кросса (1542−1591). В практиках духовного роста Лойола использовал медитации с фиксацией на образах из жизни Христа (и многие современные авторы сравнивают методы Игнатия Лойолы с психоаналитическими). Тереза Авильская предлагала монахиням специальное упражнение «Внутренний замок», в котором им нужно было пройти через семь комнат «замка души», преодолевая ступени духовного роста, содержавшие милосердие, движение от любви ко всему миру к духовной целостности и глубокому единению с Творцом.
Зигмунд Фрейд просил пациентов фиксировать приходящие в голову мысли, отмечая важные свойства «дневных фантазий», или «сновидений наяву»
Основатель научной психотерапии Зигмунд Фрейд, описывая знаменитый «случай Анны О.», обратил внимание на поразительные оптические феномены этой пациентки, способной вызывать в сознании длинные серии имагинативных представлений, которые она называла «собственным театром». Продолжая работу с имагинациями, З. Фрейд просил пациентов фиксировать приходящие в голову мысли, отмечая важные свойства «дневных фантазий», или «сновидений наяву». К использованию образов в лечебном процессе прибегали многие известные психиатры, например, один из основоположников современной психиатрии Эрнст Кречмер разработал специальный метод представления образов, который он назвал «мышлением кинокадрами». Создатель одной из самых известных психотерапевтических техник — аутогенного тренинга немецкий психиатр Иоганнес Генрих Шульц также использовал на высшей ступени аутотренинга представление образов. Но создателем собственно имагинативной психотерапии по праву считается К. Хаппих, который предлагал своим пациентам представлять гору, а затем подниматься на нее в своем воображении. На вершине горы предлагалось представить церковь, в которую нужно было зайти и помолиться у ее алтаря. Французский психотерапевт Робер Дезуаль предложил свой вариант имагинативных упражнений, прагматически использовав «сновидения наяву» для достижения психотерапевтических результатов. Карл Густав Юнг также разработал метод работы с образами, который он назвал активным воображением: пациент сначала представляет какой-то ландшафт, а затем входит в него и что-нибудь там совершает. Путешествуя по воображаемому ландшафту, пациент может встретить различные существа — символическое воплощение архетипов.
Погружаясь в представления образов, или «сновидения наяву», клиент на символическом, а иногда и на архетипическом уровне прикасается к своим внутренним коллизиям и, глубинно прорабатывая их, приходит к спонтанному исцелению
Что же представляет собой кататимное переживание образов? С технической точки зрения метод заключается том, что у удобно расположившегося в кресле пациента психотерапевт вызывает похожее на сновидение представление образов — имагинации, преимущественно ландшафтные мотивы или образы животных либо человека. Клиент, представляющий мотив, может прийти к очень реалистичному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, что делает этот метод необыкновенно действенным. Полное сочувствия отношение психотерапевта сопровождает переживание клиента. В «сновидениях наяву» содержится символическое представление бессознательных конфликтов, как актуальных аффектов, зачастую восходящих к периоду младенчества, так и генетических, трансгенерационных проблем. Прорабатывая их на глубинном уровне, клиент приходит к спонтанному исцелению.